Работа с родителями в дополнительном образовании детей. Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей Формы с родителями в дополнительном образовании

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Дом детского творчества»

«Организация работы с родителями

(опыт работы)

Социальный педагог

С. Кочубеевское 2014 год

Введение ……………………………………………………………………………...3

Теоретическое обоснование…………………………………………………………5

Практическое решение……………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………………………….21

Введение

Одним из наиболее значимых процессов, протекающих в образовательной реформе, с полным основанием можно считать повышение качества и значения дополнительного образования детей, которое сегодня по праву рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Вместе с тем, учреждение дополнительного образования детей (далее - УДО), как особый тип образовательного учреждения, имеет свою специфику по организации работы с семьей, что позволяет наиболее полно реализовывать принцип взаимодействия с семьей в целях социализации своих воспитанников в целостном педагогическом процессе.

Анализ работы социального педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с семьями воспитанников показывает, что в этом направлении работы происходят изменения, обусловленные требованиями общества к процессу социализации ребенка.

Изменения отражаются на формах взаимодействия с родителями, целях и задачах, на содержании и формах работы с семьей в целом.

Процесс социализации складывается не только из необходимых базовых знаний и поведенческих навыков. Работа социального педагога и вся воспитательная работа в учреждении построена так, чтобы выработать у ребенка самые необходимые компетенции: личностные и профессиональные. И только в самом близком сотрудничестве с родителями это можно сделать наиболее успешно.

Именно по этой причине возникает потребность в разработке и создании системы взаимодействия семьи и УДО, интегрирующей педагогические усилия семейного воспитания и дополнительного образования, учитывающей особенности работы с семьей в сельской местности. Системный подход в работе с родителями содействует обогащению воспитательного потенциала УДО, обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и благотворно сказывается на жизнедеятельности и творческую реализацию ребенка в целом.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в социализации ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе - в его семье. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых - мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев и сестер. А ребенок, не осознавая никаких скрытых и даже явных конфликтов, эмоционально воспринимает либо грозовую напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, если повезет, благотворное чувство покоя, радости, уюта.

Цели одного из наиболее важных направлений в работе МОУ ДОД ДДТ – работе с семьей – создание условий для успешного взаимодействия образовательного учреждения и семей обучающихся для всестороннего развития личности ребенка.

Задачи в работе данного направления:

· Изучить потребности родителей в педагогических знаниях;

· Разработать систему взаимодействия социального педагога, психолога, педагогов с семьями воспитанников;

· Привлечь в систему работы специалистов различных специализированных служб и ведомств ;

· Разработать единую программу с использованием эффективных форм работы с родителями;

Теоретическое обоснование

В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дом детского творчества» накоплен определенный опыт работы с родителями.

Данное направление деятельности, как и всякая работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителям была действенной, а дело воспитания и развития детской личности стало общим делом семьи и образовательного учреждения, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения с целью успешной адаптации личности ребенка к последующей взрослой жизни.

В последние годы вопросы взаимодействия семьи и образовательных учреждений рассматривались доктором исторических наук, доктором философии, профессор Холостова издала ряд учебных пособий . В них не только изложена история развития социальной работы в России начиная с X в. по настоящее время, но и сформулированы теоретико-методологические аспекты социальной работы, проанализированы социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы, указаны принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей. Рассмотрены особенности социальной работы в различных сферах жизни общества, описаны различные технологии социальной работы.

В 2011 году под редакцией и вышло в свет уникальное издание - "Энциклопедия социальных практик". В нём были собраны и рассмотрены новейшие методики организации социальной помощи и социального обслуживания наиболее уязвимых категорий населения - пожилых, инвалидов, семьи и детей.

Изучив её работы, я пришла к выводу, что социальная адаптация семьи должна происходить в нескольких направлениях

И если учреждение дополнительного образования не может значительно изменить материальное положение семьи, то оказать психолого - педагогическую поддержку, и помочь семье социализироваться – наши прямая обязанность.

В настоящее время идет перестройка системы образования, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Практическое решение

Цель:

Внедрение в работу с семьей современных форм и методик.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей, повышений их педагогической культуры;
-Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в учреждении дополнительного образования;

Предполагаемый результат:

· Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

· Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов;

· Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

· Привлечение большего числа родителей в образовательно-воспитательный процесс ребенка;

Описание опыта:

В 2009 году я пришла в профессию «социальный педагог», и первый год работа с семьей была построена с использованием традиционных методик и форм педагогического просвещения родителей.

Но с введением образовательных стандартов и новых требований к качеству работы образовательного учреждения, повысились требования и к работе с родителями. Такие критерии как «качество» и «количество» стали неразделимы.

Для выполнения требований системы образования и в целях привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс были введены в работу социального педагога новые формы взаимодействия с родителями.

Работа с родителями начинается с изучения социального статуса семей. На основании данного мониторинга создается банк данных о детях из семей «группы риска» и социально-незащищенных семей.

«Культура поведения в семье»

«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому»

Особенно популярны среди родителей заседания, которые сочетаются с выступлениями детей и интересными развивающими играми – деловыми или ролевыми. В ролевых играх дети выполняют функцию родителей и подсказывают им, как бы они решили те или иные семейные проблемы. Благодаря использованию такой формы взаимодействия, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, они как бы оказываются на "территории интересов" ребёнка, учатся уважать его право на индивидуальность.

Особенно хочется отметить востребованность и эффективность индивидуальных консультаций. Вопросы, которые волнуют родителей, обусловлены социально-экономическими процессами в обществе и в каждой семье в частности. Больше всего волнует современных родителей следующие темы:

«Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка»

«Компьютерная зависимость»

«Организация досуга ребенка в домашних условиях»

«Формирование негативного отношения ребенка в ПАВ»

«Значение дополнительного образования на развитие ребенка»

«Что такое ответственность?»

Активным участников родительских университетов является психолог. Использование в работе психологических упражнений и тренингов, делает занятия не только интересными, но и плодотворными. Не обсуждая проблемы вслух, каждый участник может найти ее решение для себя.

Вот некоторые темы прошедших занятий:

«Профилактика кризисных состояний у подростков»

«Педагог и родители - схемы эффективного взаимодействия»

«Определение способностей ребенка»

«Учим ребенка общаться» и многие другие.

Ответы на эти вопросы родители получают не только у педагогов, но и у психолога. Примерное количество консультаций психолога в год составляет около 400.

Комфортное состояние ребенка в семье – это отдельное направление в работе всех педагогов Дома детского творчества. Для достижения целей в данном направлении используются различные формы совместной деятельности детей и родителей: спортивные соревнования, конкурса, игры, проекты.

Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка вся работа в объединениях, строится так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.

Педагоги стараются вовлечь родителей в совместное творчество по следующим направлениям:

· проведение совместных праздников и развлечений;

· участие в совместных конкурсах, выставках, соревнованиях;

· организация экскурсий, походов, целевых прогулок;

· отчет перед родительской общественностью по полугодиям

Подготовка к праздникам и развлечениям начинается с обсуждения того, каким быть празднику, какое культурное, духовное наследие и как можно передать детям.

Это, как правило, позволяет сплотить семью, помогают членам семьи научиться ценить индивидуальность, решать конфликты.

Так, очень дружно и весело прошел спортивный конкурс для семей ДДТ «Папа, мама, я – спортивная семья».

В ежегодном конкурсе «Семья года» принимают участие семьи Кочубеевского района. По итогам прошлого года 1 место заняла семья Хлопцевых из с. Ивановского, 2 место заняла семья Белоцерковец с. Кочубеевское, 3 место заняла семья Ивановых с. Заветное.

Неотъемлемой частью стали тематические выставки детских работ, организованные педагогом Куртвелиевой каждому малышу сделать его работу помогают родители, и делают это с удовольствием потому, что темы выставок самые разнообразные: «Путешествие в подводный мир», «В гостях у Феи цветов». Особую теплоту и сказочное настроение несут в себе концерты, посвященный Дню матери «Мамины глаза» и конкурсные программы к 8 марта «Я + бабушка + мама», новогодние и Рождественские праздники. Педагоги дополнительного образования организуют конкурсную программу для детей из социально-незащищенных семей.

С целью привлечения родителей в процесс социализации детей в учреждении прошли конкурсы с использованием нетрадиционных форм:

интерактивная интеллектуальная игра «Радуга знаний» целью которой являлось создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, проходила с участием семейных команд, которые, передвигаясь по специальному игровому полю выполняли творческие и интеллектуальные задания на предложенные темы по направлениям литературы искусства, природы, музыки.);

конкурс семейных проектов «Мой дом» проводился с целью повышение интереса к совместной деятельности у детей и родителей и использование возможностей информационных технологий в организации семейного досуга. В ходе конкурса дети разрабатывали проекты, в которых рассказывали о буднях своей семьи, о семейных ценностях и традициях, праздниках, досуге и увлечениях, и т. д. Защищали же проекты взрослые, это условие обеспечило совместную работу над проектом. Победителям конкурса семье Крамаренко выпала честь быть членами жюри в районном конкурсе «Семья года»);

конкурс презентаций «Мы всегда вместе » был нацелен на поддержку семейных ценностей и родовой культуры. В конкурсе приняли участие семьи обучающихся различных направлений: спортивное, художественно-эстетическое, декоративно-прикладное. Представление презентаций прошло с участием родителей, что вызвало много положительных отзывов.)

Привлекают родителей большие районные праздники организатором которых выступает наше учреждение, это наши рождественские и пасхальные праздники: « За рождественской звездой», «Пасха – наш любимый праздник», где совместные игры и конкурсы создают праздничное настроение для взрослых и малышей.

Но самым запоминающимся, масштабным и волнительным является наш отчетный концерт к Дню защиты детей 1 июня . Когда и дети, и родители волнуются одинаково – дети, потому что им предстоит выступление на сцене, а родители переживают за детей.

Ежегодно праздничный зал собирает около 600 человек на представление. В прошлом году наш творческий отчет назывался «Волшебная сила ореха Кракатук».

Совместная творческая деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, как носителя собственных возможностей, а родителям с удовольствием погружаться в мир детства, раскрываться друг для друга с совершенно новых сторон. В результате такого продуктивного общения идет взаимообогащение и накопление позитивных эмоций.

На современную семью и её микроклимат оказывает особое влияние множество факторов: уровень образованности и культуры родителей, общественные процессы, помощь социальных институтов. Но еще одним из важнейших факторов остается финансовая составляющая. Тем более, если в семье есть ребенок-инвалид или ребенок в хроническими заболеваниями. Особый уход за таким ребенком не позволяет родителям выбрать высокооплачиваемую работу с большой затратой времени. И это, безусловно, сказывается на семейном благосостоянии.

В Доме детского творчества в 2012-13 учебном году обучались 10 детей-инвалидов и 10 детей с ограниченными возможностями здоровья и хроническими заболеваниями. Они посещали следующие объединения: основы компьютерной грамоты», «Мастерица», «Дошкольник», «оркестр народных инструментов», «Чудо-пластилин», «Арт-дизайн».

В связи с этим Дом детского творчества выступает инициатором благотворительного аукциона, который проходит ежегодно, в декабре месяце, с участием воспитанников учреждения. Воспитанники МОУ ДОД ДДТ предоставляют свои работы для продажи на аукционе. Данное мероприятие проводится совместно с Храмом Успения Божьей матери. Материальные средства, полученные от аукциона, передаются родителям детей – инвалидов, в том числе и обучающимся в МОУ ДОД ДДТ.

Кроме того, учреждение организует участие детей с ограниченными возможностями в конкурсах различного уровня. В 2012 году Курбатова Влада и Терлецкий Даниил участвовали в двух международных конкурсах детского творчества: «Мир русского слова»(Германия) и «Краски осени-2012» (Санкт-Петербург). Работы этих детей были выставлены в различных выставочных залах, а затем направлены в детские дома , находящиеся в Европе.

Педагоги ДДТ, привлекая родителей к совместной деятельности, всегда находят слова благодарности для самых активных родителей. С целью поощрения родителей, прилагающих все усилия для развития талантов своих детей, в Доме детского творчества ежегодно проходит церемония награждения «Звездный час-2013», где номинация для родителей называется «Путеводная звезда».

Современные требования к образовательному учреждению предполагают наличие программы по работе с родителями, которая разработана и в нашем учреждении в 2013 году. Она охватила все направления работы с родительской общественностью, определила дальнейшие формы сотрудничества и называется «Азбука воспитания».

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы:

Внедрение новых форм в работу с родителями принесла отрадные результаты:

1. Повысился уровень активности родителей не только на уровне учреждения, но и на уровне объединений.

2. Удалось привлечь большее количество родителей к просветительской работе в школе для родителей «Родительский университет»..gif" width="577" height="510">

Консультация для педагогов дополнительного образования «Методы и формы работы с родителями»

Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО «Слуцкий Центр детского творчества».
Описание: Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы и методы, применяемые в образовательном процессе учреждения дополнительного образования, позволяют удовлетворять разнообразные потребности учащихся и их родителей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.
Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, родителей.
Цель: систематизировать знания педагогов по организации работы с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.
Задачи:
1) определить основные цели взаимодействия педагогов с родителями;
2) выявить и охарактеризовать эффективные формы, методы взаимодействия педагогов с родителями;
3) мотивировать педагогов к самосовершенствованию личности, раскрытию творческого потенциала.

Особый приоритет воспитательной работы в учреждении дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений. В государственном учреждении образования «Слуцкий Центр детского творчества» данная работа проводится в условиях позитивного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную взаимопомощь педагогов и родителей.
В Слуцком Центре детского творчества система работы по взаимодействию с семьями учащихся осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы.
Так, в начале учебного года в учреждении традиционно проходит Неделя учреждений дополнительного образования . Для ребят и их родителей запланированы увлекательные гид-маршруты, интерактивные площадки, путешествия, веб-витрины, демонстрирующие новые направления деятельности объединений по интересам, достижения учащихся и педагогов.
В практике работы Центра используются групповые формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, досуговые мероприятия.
Апробированные формы родительских собраний:
открытый микрофон;
ярмарка творческих идей;
театрализованная гостиная;
академический концерт;
премьеры спектаклей;
концерты класса;
творческий отчет;
заседание музыкального клуба «Альтерация».
Формы досуговых мероприятий:
концерты-поздравления;
показ спектаклей образцовых коллективов;
конкурсы-фестивали;
экскурсионные поездки.
В Слуцком ЦДТ ежегодно проводятся праздники, совместные с педагогами, учащимися и их родителями : «Любовью материнской мир прекрасен» (к Международному Дню матери), «Город счастливых надежд» (к дню защитника Отечества, Международному женскому дню), «Папа, мама, я – дружная семья» (к Международному Дню семьи), «Добрые ладошки» (к Международному дню инвалидов), «Театр плюс» (к Международному дню театра), «Прыйшлі калядкі, бліны, аладкі», «У хаце не сядзі – да нас прыхадзі, на Масленку паглядзі».


С целью проявления творческого потенциала семьи в учреждении проводятся разнообразные семейные творческие конкурсы . Среди них: психологический детско-родительский конкурс «Мы вместе!», конкурсно-развлекательная программа «Мой экипаж – семья!».



В работе учреждения широко практикуется вовлечение родителей в творческую жизнь детей . Посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, родители оказывают помощь педагогам в организации фестивалей, конкурсов. Примером таких мероприятий могут послужить: международный фестиваль славянских культур «Светоч» (Эстония), международный детский фестиваль-конкурс «Черноморские легенды» (Абхазия), фестиваль дружбы и искусства «Дети гор и долин» (Польша, Словакия), международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Париж, я люблю тебя!» (Франция), фестиваль «Болгарская роза» (Болгария).
Программа конкурсов-фестивалей, как правило, организована таким образом, что помимо конкурсных выступлений у учащихся и их родителей есть возможность познакомиться с достопримечательностями Польши, Словакии, Абхазии, Испании, Болгарии, Эстонии.
Работа с родителями строится в режиме системных мероприятий через разнообразные формы:
онлай-конференция;
дистанционное просвещение;
обучающий семинар;
обмен мнениями;
акция милосердия;
урок нравственности;
родительские мастер-классы;
заседание музыкального кафе (интерактивное занятие для начинающих цимбалистов);
родительская копилка (занятие, посвященное Всемирному дню ребенка);
брифинг (по профориентации);
творческая лаборатория;
вечер отдыха с родителями.



Таким образом, использование педагогами разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся, позволяет создать атмосферу доверительного отношения, благоприятного психологического климата.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе каждого педагога. В основе такого взаимодействия - постоянное внимание к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам.

Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

В системе работы педагога дополнительного образования с родителями можно выделить такое направление, как педагогическое просвещение. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Можно выделить традиционные и инновационные формы взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

К традиционным формам работы можно отнести следующие.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление об успехах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого учащегося.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Открытые занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методикой преподавания, требованиями педагога, достижениями учащихся. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в год давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики современного образовательного процесса.

Очень хорошо, если родители являются частыми гостями на досуговых мероприятиях. Это спортивные соревнования, концерты, выставки, соревнования и т. д. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в учреждении, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

Родитечъский клуб - это неформальное объединение родителей для решения практических задач воспитания. Обычно семейные клубы организуются группой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях. Людей сплачивает увлеченность конкретными идеями в воспитании или идеях совместного проведения досуга.

Но, к сожалению, в настоящее время социальная активность родителей практически сведена к нулю. Поэтому одной из форм работы с родителями может стать создание родительского клуба для активизации личностной активности родителей.

В основе деятельности родительского клуба - добровольность. Здесь не может быть приказов, назначений на должность, поручений вопреки желанию самого исполнителя. В родительском клубе критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства. Являясь членами родительского клуба, люди чувствуют себя более защищенными и уверенными в жизни, пользуются коллективной психологической поддержкой.

Самопознание, преодоление эгоцентричности и развивающаяся способность к пониманию других людей, личностное развитие членов такой общности через многообразные формы совместной деятельности - вот социально-психологический смысл деятельности родительского клуба.

Воспитательная значимость общения родителей и детей находится в прямой зависимости от того, как взрослые понимают саму суть воспитания. Для осуществления «парной педагогики» необходимо проведение совместного отдыха, совместной трудовой деятельности, организации совместной досуговой деятельности родителей и детей.

Широкие возможности для реализации совместной деятельности дает кооперация с другими родителями. Именно для этого создаются и функционируют родительские клубы. Создание родительского клуба является особой формой работы центра дополнительного образования с родителями.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успешности учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания- диспуты, итоговые и г. д. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

  • - атмосферу сотрудничества учреждения и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;
  • - интонацию собрания (советуем, размышляем вместе);
  • - профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка, представление об уровне его потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
  • - добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);
  • - главные показатели эффекгивности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).

Университет педагогических знаний - вооружает родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся и их родителей.

Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы и т. д.

К нетрадиционным (инновационным) формам сотрудничества с семьей можно отнести следующие.

Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора учреждения или педагога дополнительного образования. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.

Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений но воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и педагогов и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

К инновационным формам взаимодействия с семьей, кроме вышеперечисленных, можно также отнести: тренинги для родителей, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы для родителей, вечер отдыха для родителей и детей.

Активные формы взаимодействия с родителями - важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, дарящие ощущение праздника, радости, веселья, долго согревают и детские и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников может сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, т. е. происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья» .

Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимет авторитет школы, позволит объединить воспитательные усилия родителей.

Творческое общение с семьями - то главное, что помогает педагогу успешно влиять на развитие личности каждого ребенка, формирует ценностное отношение к семье. В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и др.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в деятельности педагога. Родители учащихся являются основными участниками воспитательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны педагогов. Родитель должен чувствовать, что он нужен педагогам и что они готовы работать с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.

Сегодня есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего учреждения в целом.

Как отмечалось выше, одной из существенных сторон совместной деятельности с семьей является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно- воспитательной работы с учащимися. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебные успехи детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании.

Контрольные вопросы

  • 1. Охарактеризуйте современные тенденции и проблемы семейного воспитания.
  • 2. Раскройте условия развития и саморазвития личности в семье.
  • 3. Определите основные направления и формы работы педагога дополнительного образования с семьями учащихся. Предложите формы, не указанные в пособии.
  • 4. Сделайте сравнительный анализ особенностей воспитания детей в семье и системе дополнительного образования.
  • 5. Сделайте исторический обзор теорий семейного воспитания в работах отечественных педагогов. Проведите взаимосвязь с современными проблемами и взглядами на семейное воспитание.
  • 6. Определите основные направления работы педагога дополнительного образования с семьями учащихся.
  • 7. Охарактеризуйте формы работы педагога дополнительного образования с семьей. Предложите формы, не указанные в пособии.
  • 1. Разработайте и подготовьте план проведения первого родительского собрания.
  • 2. Составьте перечень возможных поручений, форм участия родителей в педагогической деятельности учреждения.
  • 3. Составьте план подготовки и проведения одного из совместных дел родителей и детей.
  • 4. Подберите диагностические методики, определяющие особенности семейного воспитания.
  • 5. Предложите критерии оценки удовлетворенности родительских ожиданий работой учреждения дополнительного образования.
  • 6. Составьте аннотированный перечень форм работы педагога дополнительного образования с семьями учащихся.
  • Куликова I А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.. 2006. - С. 135.

Взаимодействие семьи и дополнительного образования отличается от взаимодействия с родителями в школе. Как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с педагогами дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Решение этой проблемы наше учреждение поставило перед собой 10 лет назад. Мы заметили, что отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:
с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»; с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, а иногда используют любимые занятия детей как средство поощрения или наказания.
В тоже время успешное решение задач воспитания и образования возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Основная цель работы с родителями заключается в создании благоприятных психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укреплении партнерских отношений педагогов, родителей, обучающихся, желании сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. Только в таком единстве кроется залог успешности образовательного и воспитательного процессов.

Работа с родителями включает в себя комплекс различных форм психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.
Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского, человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.
С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения педагогики и детской психологии, в это понятие включаются взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.
Родители испытывают потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне.
Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.

Для этого в нашем образовательном учреждении мы активно используем следующие формы работы с семьей:
1. Групповые формы:.
Родительское собрание.
Творческие мастерские.
Государственно-общественные формы работы.
Совместная игровая деятельность.
2. Индивидуальные формы:
Анкетирование, диагностика.
Индивидуальная консультация (беседа).
Просветительская работа.
Остановимся на вышеперечисленном более подробно: Интерактивные формы работы , такие как анкетирование, диагностика проводятся для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагогов, объединения, учреждения.. Благодаря таким исследованиям, мы открыли такие творческие объединения как «Школа раннего развития», «Счастливый английский», «Современные танцы», а творческое объединение «Рисуем вместе» трансформировалось в одноименный семейный клуб.
Индивидуальная консультации (беседы) – самая распространенная форма работы с родителями, во время которой у педагога есть все возможности наладить доверительные, партнерские отношения. Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
Совместная игровая деятельность – оптимальный вариант налаживания крепкого союза педагог-ребенок-родители, в котором у каждого из участников есть возможность проявить себя и поддержать другого. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу, а родитель получает неоценимый опыт и знания о способах совместного с детьми времяпровождения. В игре очень органично сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность мышления детей. В нашем образовательном учреждении уже свыше десяти лет традиционно проходит такое семейное мероприятие как «Мама, папа, я – дружная семья» которое включает в себя спортивные и развлекательные программы., Новогодние праздники, праздник масленицы, дни рождения.

Традиционные формы работы включают в себя проведение родительских собраний, заключительного концерта, оформление стенда «Для вас, родители!».

Общие родительские собрания мы проводим 3 раза в год: это организационное собрание в начале учебного года, на котором выбирается родительский комитет и доводится до родителей вся необходимая информация по организации образовательного процесса; на втором родительском собрании, которое посвящается Дню матери, обучающиеся готовят для всех мам сувениры-поздравления, выставку работ детей, концерт, в котором участвуют все творческие объединения, здесь же до начала официальной части проводим мастер-классы для родителей, что позволяет познакомить их с содержанием, методами и приемами обучения. Эти формы помогают родителям увидеть своего ребенка в другом, ранее не известном свете.

Третье родительское собрание мы проводим в конце учебного года в форме творческого отчета. На нем подводятся итоги работы учреждения через награждение победителей и лауреатов конкурсов и фестивалей различного уровней, победителей конкурсов, проводимых в течение учебного года в рамках образовательного учреждения, награждение наиболее активных родителей, которое сопровождается концертными номерами детей. Такая форма работы является мощным стимулом для активизации деятельности как детей так и родителей. Здесь же мы чествуем и наших выпускников.

Кроме того, в нашем образовательном учреждении работает «Школа приемных родителей» для граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. С одной стороны, эта работа накладывает на педагогов учреждения, привлеченных к работе в Школе, дополнительные нагрузки. С другой стороны, готовя материал к проведению занятий с потенциальными приемными родителями в школе, мы имеем возможность создавать целую методическую базу по работе с родителями, которой могут пользоваться все педагоги учреждения. Работа «Школы приемных родителей» открывает для нас возможность общения с более широкой родительской общественностью, что в свою очередь, создает условия для расширения контингента обучающихся, что в дополнительном образовании является значительном критерием оценки успешности и рентабельности учреждения. Так, за 3 года работы, нами обучено 37 потенциальных родителей, 31 из них взяли в свою семью ребенка под опеку, и к нам в учреждение пришло из этих семей 12 обучающихся.

Просветительская работа с родителями, главным образом, сводится к представлению материалов, правил, советов родителям по различным аспектам воспитания, представленных на сайте образовательного учреждения и на стенде «Для вас, родители!».

Государственно-общественные формы работы в нашем учреждении представлены созданием родительского комитета, председатель которого входит в состав Управляющего совета учреждения.

В заключении, хочется сказать, что благодаря усилиям педагогического коллектива, претворяющего в жизнь все задуманные планы, не считающегося подчас со своим личным временем, за последние годы нет ни одной жалобы от родителей. В нашем учреждении сложился дружный коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и обучающихся, в котором умеют слышать и понимать друг друга, и это дает возможность учреждению добиваться поставленных целей.


Л.А.Латыпова,

ООДТДМ им.В.П. Поляничко, г.Оренбург

Работе с родителями в учреждении дополнительного образования детей уделяется особое внимание, т.к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку работы объединения.

Специфика организации дополнительного образования позволяет использовать широкие практические возможности взаимодействия с семьями учащихся, как традиционные (собрания, лекции, консультации), так и инновационные (интерактивные), причем приоритет отдается современным формам.

Особенности активных методов связаны с включением диалога и полилога, наличием обратной связи, самостоятельной формулировкой запросов со стороны родителей.

Понятие «интерактивные методы» («interactive » с англ.: «inter » означает «между», «active » - действовать) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой (моделирование жизненных ситуаций, совместное решение проблем).

К интерактивным методам относятся: работа в мини-группах, ролевые игры, «мозговой штурм», имитационная игра, дискуссия и др.

Преимущества интерактивных методов в том, что они:

  • Ставят родителей в активную позицию;
  • Повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
  • Проясняют родительские ожидания, представления;
  • Позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Одной из наиболее эффективных форм работы с родителями является семинар-практикум. Данная форма проведения позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о закономерностях развития ребенка, позволяет осознать свою родительскую позицию, увидеть наглядный пример типичных ошибок в воспитании детей. Эта форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в этот процесс.

  • Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:
  • упражнения, направленные на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра-энергизатор);
  • работа в группах;
  • тематическое выступление ведущего;
  • заключительное задание участникам;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • «обратная связь».

Существуют специальные приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. Одним из инновационных приемов является модерация.

Модерация –это организация обсуждения вопроса или проблемы, которая дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные, осознание собственных ресурсов в решении проблемы. Включает ряд этапов: определение и формулировка проблемы или темы обсуждения, обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов, обобщение и конкретизация результатов работы, подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Педагог, использующий данный прием, должен соблюдать следующие правила:

Не настаивать на собственном мнении и собственных целях;

Не оценивать чужие мысли, высказывания и поведение других;

Активизировать группу, задать тему и настраивать группу на эту тему, задавая вопросы (но при этом не высказывая предвзятые решения или утверждения);

Принимать все высказывания группы как сигналы, которые помогают ему понимать коммуникативные процессы в группе;

Пытаться пояснить участвующим их собственное поведение, чтобы было возможно увидеть и устранить конфликты;

Управлять процессом, но не вмешиваться в содержание обсуждения.

Отличие модерации от «мозгового штурма» - в краткости высказываний, письменном обсуждении проблемы, голосовании с помощью специальных знаков, это могут быть цветные стикеры, что делает наглядным выбор большинства и самостоятельное решение проблемы.

Одной из форм дискуссионного общения родителей является родительский ринг, который позволит родителям утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что не так. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Как привлечь папу к воспитанию собственного ребенка?
  • Нужны ли наказания?

Важную роль в интерактивном взаимодействии играют имитационные и ролевые игры.

Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в реальности, обстановку и условия протекания этих событий. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Предлагаемые ситуации должны быть подобраны с учетом конкретной группы родителей. Родителям даются установки, как себя вести в соответствии с ролью, что дает возможность продемонстрировать разные стили поведения родителей, в том числе и нежелательные, лучше понять чувства ребенка.

Однако следует помнить, что проведение ролевых и имитационных игр возможно только в том случае, если между педагогом и родителями существует доверие.

При дефиците времени эффективно использование метода «Аквариум» (образуются 2 круга: внешний - наблюдатели и внутренний - участники), когда 2 - 3 участника проживают ситуацию, а остальные анализируют ее со стороны и «сопереживают».

Меняются даже такие традиционные формы работы, как родительское собрание, планируя которое необходимо заранее обсудить выбор тематики, с помощью анкетирования или беседы. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции, поэтому оптимальным решением будет использование мини-лекции со слайдовой презентацией и практической части в виде игр, упражнений, заданий, помогающих понять и усвоить главную тему встречи.

Интересной формой работы являются совместные занятия для родителей и детей в форме игры с элементами тренинга. Эта форма работы отличается от семинара-практикума большим количеством специально подобранных игр и упражнений, отсутствием теоретической части, участием родителей и детей. Одна из основных задач этих занятий - показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них проблемы, рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Это будет гораздо эффективнее, чем просто рассказать о проблемах ребенка родителю.

Не менее важны эти занятия для детей, т.к. позволяют ребенку увидеть родителей без привычной родительской роли, более того - в непривычной творческой позиции. Причем чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.

Однако если такая форма проводится впервые, следует помнить, что родителей надо заинтересовать, рассказать о назначении этого мероприятия, так как часто игру они воспринимают как что-то несущественное.

Необходимым условием является создание доброжелательной атмосферы, снятие напряжения, сплочение группы, что можно сделать с помощью специальных упражнений и игр. Первые задания имеет смысл делать не игровыми, а скорее разговорными, например, предложить обсудить значимые вопросы и записать на листе бумаги варианты ответов. Это позволит снизить напряжение у взрослых, быстрее включить их в игру и поднять настроение участников.

Важную роль играют не только сами упражнения, но и обсуждение после их выполнения, что способствует рефлексии своих чувств и поведения участниками встречи.

Для активизации всех участников в обсуждении проблемы можно рекомендовать работу в мини-группах (2 - 3 человека) или паре. В паре складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, кроме того, появляется возможность получить обратную связь и поддержку.

Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы («Мой ребенок и его друзья»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание» и т.д.). Затем родители объединяются в пары, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

В конце занятия необходима яркая эмоциональная «точка» и действия по побуждению родителей и детей к тому, чтобы сказать друг другу слова благодарности, сформировать потребность к подобному взаимодействию.

Говоря об использовании активных методов работы, мы намеренно не затрагиваем тренинги, так их могут проводить только психологи или педагоги, имеющие соответствующую подготовку и сертификат на ведение тренингов.

Таким образом, активные и интерактивные методы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с семьей и укрепить детско-родительские отношения в семье, создать условия для формирования партнерских отношений между родителями и детьми, учат принятию совместных решений.

Рассмотренные формы работы не исчерпывают разнообразия возможных способов взаимодействия с родителями. Использование интерактивных форм требует высокого уровня психологической компетентности, прохождения самими педагогами тренингов и семинаров-практикумов с целью освоения этих форм работы, что актуализирует более тесное взаимодействие с психологами учреждения.

Литература:

1. Бутакова, Е.Г. Активные методы взаимодействия с родителями в школе «Психология – родителям». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

2. Маслихина,Н.В., Переина, М.Т. Руководство нравственным воспитанием в семье в системе работы освобожденного классного воспитателя. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3-й выпуск,

г. Менделеевск, 2006.

3. Масягина, О.Ю. Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011.

4. Хухлаева, О.В. Активные формы групповой работы с родителями/ О.Хухлаева// Школьный психолог. – 2006, № 19.



Похожие публикации