Освоение космоса в ссср. Исследование космоса ссср: только самое интересное 3 факта об исследовании космоса

Интересные факты об освоении космоса расскажут много удивительного о нашей вселенной. Поднимая глаза на звездное небо завораживает дух. Космос полон загадок и неизвестности. Относительно ученым удалось разгадать некоторые тайны вселенной, однако это всего лишь маленький процент всего того, что происходит в космосе.
  1. Каждый год в нашей галактике «Млечный путь», появляется 40 новых звезд . Всего в нашей галактике 200 миллиардов звезд. А в соседней «Андромеда», в 5 раз больше.
  2. Наше Солнце больше Земли приблизительно в 100 раз, также в размерах оно превышает Юпитер и Сатурн . Но если сравнить Солнце с другими звездами во вселенной, оно будет настолько мало. Например, звезда «Большой пес» больше Солнца в 1500 раз.
  3. В пространстве космоса мы двигаемся где-то 530 километров за одну секунду . В галактике наша скорость составляет 230 километров за одну секунду. А наша галактика двигается со скоростью 300 километров в секунду.
  4. Ближайшая звезда к Земле – Проксима Центавра . Если двигаться со скоростью 96 километров в час, чтобы до нее добраться понадобится 50 миллионов лет.
  5. В Солнечной системе есть тело подобно на нашу планету – Титан . Это спутник Сатурна. Подобен он на Землю, тем что на его поверхности есть вулканы, реки, атмосфера, моря. По весу Титан приблизительно такой же, как и Земля. Но разумная жизнь на Титане не возможна. Все водные источники содержат метан и пропан. Однако есть предположение, что примитивная жизнь там возможна. Так как глубоко под поверхностью Титана есть океан, в котором есть вода.
  6. Еще в конце прошлого столетия ученые обнаружили на поверхностях гор Венеры покрытие . Оно обладает отражающей способностью в радиодиапазоне. Ученые пришли к выводу, что это металлический снег из сульфидов и свинца.
  7. Смотря на звезды, мы видим не какие они сейчас, а какие были более 14 миллиардов лет назад . Свет от далеких звезд долетает до нашего поля зрения в течении многих миллиардов лет, хотя двигается со скоростью 300 тысяч километров в секунду.
  8. С поверхности Солнца в разные стороны летают потоки частиц – солнечный ветер . Из-за этого Солнце теряет приблизительно 1 миллиард килограмм за одну секунду. Одна маленькая частица в 2-3 миллиметра солнечного ветра способна убить человека.
  9. Если два кусочка метала в открытом космосе приставить друг к другу они между собой приварятся . Это происходит потому что, в космосе метал окисляется.
  10. Все планеты вращаются вокруг солнца по своей оси . Солнце вращается вокруг Млечного Пути. Проходит Солнце полный оборот вокруг него за 225 миллионов лет со скоростью 800 тысяч километров за час.
  11. Это созвездие известно даже детям . Однако правильней называть Большую Медведицу не созвездием, а астеризмом. Это скопление звезд находящиеся далеко одна от другой в соседних галактиках. Большая Медведица – это часть еще одного созвездия под названием «Великая Медведица».
  12. Это яркие и неизведанные части в космосе . Сила гравитации в ней настолько огромна, что из нее не вырывается даже свет. Во время вращения черные дыры поглощают газовые облака, они светятся и тем самым показывают место черной дыры.
  13. Осваивать космос люди начали еще в древние времена . Но только с появлением телескопа астрономия начала стремительно развиваться, 400 лет назад. С каждым годом для людей космос становится все более открытым.
  14. У Земли по мимо Луны есть еще 4 спутника . Еще в позапрошлом столетии ученые увидели астероид, его диаметр составлял 5 километров. Он постоянно двигался возле нашей планеты. Это второй спутник Земли. Позже с помощью мощных телескопов ученые увидели еще три подобных астероида. А наш спутник – Луна, отдаляется от Земли в год, на 4 сантиметра. Это связано с тем, что вращение Земли уменьшается, на две миллисекунды в день.
  15. На данный момент открыто примерно 700 типов разных планет . Один из этих типов – алмазный. Углерод способен превращаться в алмаз, так и вышло с этой планетой. Она была полна углерода, потом затвердела и превратилась в алмазную планету.

Космонавт - одна из самых опасных профессий, доступных современному человеку. Но в абсолютных цифрах она таковой не выглядит: за 56 лет истории пилотируемой космонавтики и после более чем 500 полетов на низкую орбиту и к Луне известно всего 5 инцидентов, которые закончились жертвами. Такие цифры - результат того, что космонавтика также является одной из самых серьезных профессий, где свято чтут технику безопасности и понимают значение огромного количества предварительных проверок.

Космонавты учатся крайне долго, и совсем не факт, что вы когда-нибудь все же полетите в космос, а не останетесь на Земле в качестве инструктора или сотрудника ЦУП. Но то, что от работы космонавтов в некоторой степени зависит будущее человеческого вида и наша судьба в космосе, не значит, что и они не могут немного повеселиться. После небольшого исследования мы собрали забавные ситуации и истории о некоторых космических миссиях. В следующий раз, вглядываясь в звезды и удивляясь бесконечности возможностей космоса, разрешите себе немного посмеяться над этими интересными и иногда забавными моментами на пути к космическому просветлению человечества.

Непотопляемая Молли Браун и первая в истории космическая контрабанда

История мировой пилотируемой космонавтики официально началась с полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». В 1961 году СССР совершенно заслуженно открыл «ачивку» «Доставить человека в космос». Первый американский астронавт побывает в космосе вскоре после Гагарина, а первые выходы в открытый космос Леонова и Уайта будут осуществлены с разницей всего в несколько месяцев.

Запуск «Джемини-3» стал большим шагом в космос для США: это был первый американский многоместный космический корабль с экипажем на борту. Для мировой космонавтики он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим орбитальный маневр. А еще - первым в истории средством доставки в космос контрабанды и первым (и пока единственным) кораблем для сэндвича с говядиной. Пилот капсулы Джон Янг втайне провез его на орбиту, потому что не мог терпеть дегидрированную еду. Факт вероломного преступления вскрылся уже в полете, когда Янг достал сэндвич из кармана и показал командиру Гриссому. Крошки после укуса летали по всей капсуле, идея оказалась неудачной, и Янгу пришлось спрятать его обратно в карман скафандра.

Пилот Джон Янг и командир Вирджил Гриссом в капсуле «Джемини-3». Фото: NASA



Что-то похожее должна была есть в полете команда корабля. Фото: NASA



Легендарный контрабандный сэндвич с говядиной, залитый в акриле. Сейчас хранится в Мемориальном музее Гриссома. Фото: Raymond K. Cunningham, Jr./Collectspace

Выходка Янга была встречена медиа и конгрессом крайне негативно. Политики посчитали, что 10 секунд, потраченные на бестолковое поедание сэндвича в орбитальном полете длиной всего 5 часов, - слишком дорогое развлечение для страны. Тем более тогда, когда в полете тестируется еда для будущих стартов к Луне. Но руководство NASA восприняло инцидент более спокойно, а Джон Янг в будущем даже стал участником экспедиции «Аполлона-10».

C полетом «Джемини-3» связана еще одна история. Командир экипажа Вирджил Гриссом настаивал на том, что его космический корабль должен иметь собственное имя. Так как первый корабль, на котором он летал, после посадки затонул в океане, Гриссом хотел официально назвать «Джемини-3» в честь хитового в то время мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Руководство NASA не поддержало идею по поводу названия, которое вообще подразумевает какое-либо затопление, и попросило придумать другое. В ответ Гриссом и Янг предложили «Титаник», на что, конечно, получили полный запрет называть капсулу хоть как-то. Официально ни один из кораблей программы «Джемини» так и не получил собственного имени, но при старте Гриссом сказал в эфир: «Ты в пути, Молли Браун!» - и кличка закрепилась в переговорах между диспетчерами. Американская космонавтика вернулась к практике придумывания имен для космических аппаратов только в программе «Аполлон», когда появилась необходимость различать между собой два пилотируемых элемента одного корабля: командный модуль и спускаемый лунный модуль.





Несмотря на то, что кличка «Молли Браун» не использовалась официально, после миссии были изготовлены вот такие патчи. Фото: NASA



И вот такие памятные медальоны. Фото: Heritage Auctions

Путающиеся стропы парашюта и корабль «Восток-2»

Космонавт - это человек, который садится в маленькую капсулу на бомбе размером с 15-этажный дом и полностью осознает драматизм этой ситуации. Любое неверное действие в полете вас убьет, а чтобы понимать, какое же действие будет неверным, космонавты и команда наземной поддержки днями проводят тренировки и испытания систем. А еще космонавты умеют с юмором относиться к своей работе и возможности возникновения такой ситуации, потому они чаще оказываются готовы к ней (конечно, благодаря тренировкам и испытаниям).

Герман Титов был одним из первых космонавтов, гордостью СССР и до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе (в 26 с небольшим лет). Его полет на корабле «Восток-2» был намного продолжительнее первого полёта в космос. В результате человечество узнало о негативном влиянии невесомости на вестибулярный аппарат. Или, если говорит простыми словами, о «космической болезни».

Корабли серии «Восток», в отличие от американских аналогов, имели одну существенную особенность: они не возвращались на поверхность вместе с космонавтами. Экипаж катапультировался из капсулы после торможения в плотных слоях атмосферы на 7-километровой высоте. Еще до полета, на предварительных тренировках у Титова были выявлены проблемы со стропами парашюта, которые путались после катапультирования. И это было немаленькой проблемой, которая абсолютно точно могла его убить.

Уже стоя возле капсулы на ракете Р-7, коллеги Титова в напутствие напомнили ему об инциденте на тренировках и в шутку отметили, что, если стропы запутаются в реальном полете, им «придется уволить его из космонавтов». Напутствие сработало: через 25 часов и 17 витков вокруг планеты Герман Степанович благополучно вернулся на Землю, а на месте его посадки сейчас установлена памятная стела.



Старт ракеты Р-7 и корабля «Восток». Кадр из советского документального фильма о полете Германа Титова «700 000 километров в космосе»



Космический корабль «Восток». Фото: РСЦ «Энергия»/ESA/Space.com



Одна из фотографий Земли из космоса с автографом Германа Титова

Космический туалет «Джемини-7» и немного туалетного юмора по пути к Луне

Вам может показаться, что самый жуткий кошмар, который заставляет просыпаться астронавтов и космонавтов по ночам, - это нечто вроде того, что вы могли видеть в фильме «Гравитация». Однако есть ситуации и намного более банальные, но не менее жуткие, чем столкновение вашего корабля с космическим мусором или станцией. Американским астронавтам Фрэнку Борману и Джеймсу Ловеллу пришлось пройти через такой бытовой кошмар.

В рамках полета «Джемини-7» экипаж должен был собирать свою мочу для последующего анализа. Но устройство для сбора несколько раз давало протечки. Несмотря на все усилия, команда так и не смогла собрать все парящие по капсуле шарики урины. Чтобы понимать драматизм момента, нужно знать, что обитаемый объем капсулы «Джемини» - 2,55 кубического метра. Астронавты застряли там на 13 суток и 19 часов при нулевой гравитации с летающими вокруг частичками собственной мочи. Позже, когда у них спрашивали об ощущениях от полета, экипаж сравнил его с двумя неделями, проведенными в мужском туалете. Очень маленьком туалете размером с субкомпактный легковой автомобиль, без уборщицы и освежителей воздуха.



Встреча «Джемини-7» и «Джемини-6А» на орбите. Фото: NASA



Земля и Луна с борта «Джемини-7». Фото: NASA



Приводнение «Джемини-7». Долгожданный свежий воздух уже близко. Фото: NASA

Транскрипция переговоров экипажей кораблей «Аполлон» и наземных служб были рассекречены еще в начале семидесятых, после окончания «космической гонки». С появлением и распространением интернета в них, конечно, традиционно нашли «доказательства» того, что экипажи слышали по радио сигналы НЛО, а NASA снова что-то скрывает. Но в них было и кое-что поинтересней - одна из величайших неразгаданных тайн человечества: кто же неудачно сходил в туалет в модуле «Аполлона-10» на шестой день полета?

Миссия «Аполлона-10» была последней экспедицией к Луне перед высадкой. В рамках полета команда корабля должна была повторить и еще раз проверить все операции, которые предстояло провести команде «Аполлона-11», кроме последнего этапа - непосредственно самой высадки на поверхность. На шестые сутки полета, за пять часов до включения двигателя для осуществления маневра возврата к Земле в командном модуле произошел пикантный разговор.





Транскрипция переговоров команды «Аполлон-10». Изображение: NASA



А кто это сделал?!

5:13:29:44 Командир: Оу, кто это сделал?

5:13:29:46 Пилот командного модуля: Кто сделал что?

5:13:29:47 Пилот лунного модуля: Что?

5:13:29:49 Командир: Кто это сделал? [Смеется.]

5:13:29:51 Пилот лунного модуля: Откуда это взялось?

5:13:29:52 Командир: Скорее, дайте мне салфетку. Тут в воздухе плавает д****о.

5:13:29:55 Пилот командного модуля: Я этого не делал. Это не мое.

5:13:29:57 Пилот лунного модуля: Я не думаю, что это мое.

5:13:29:59 Командир: Мое было более липкое. Выбросите это.

5:13:30:06 Пилот командного модуля: О, господи.

5:13:30:08 [Смех.]

Разобравшись с проблемой, команда вернулась к выполнению обычных обязанностей. Впоследствии, уже при полете к Земле экипаж несколько раз вспоминал инцидент с юмором, но больше такие ситуации не повторялись. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что космические исследования не только крайне опасны, но и очень сложны. И совершенно обыденные на Земле ситуации в космосе проявляются с другой стороны. Если сегодня у экипажа МКС есть сравнительно комфортный вакуумный туалет и конструкции, которые позволяют воспользоваться им без опасности загадить всю станцию, то у экипажей космических кораблей «Аполлон» и «Союз» такой роскоши не было.



Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд на фоне ракеты «Сатурн V». Фото: NASA



Командир экипажа Томас Стаффорд гладит нос игрушечного пса Снупи перед посадкой на корабль. Имя Снупи было кличкой лунного модуля «Аполлона-10». Фото: NASA



Земля с борта «Аполлона-10». Фото: NASA



Устройство для сбора «твердых» отходов человеческой жизнедеятельности. Фактически представляло собой пакет, закреплявшийся на нижней части тела. Специальная таблетка внутри предотвращала образование в пакете бактерий и газов. Фото: NASA

Вульгарный «Аполлон-10» и пьяный «Аполлон-8»

Полет «Аполлона-10» отметился в истории космонавтики не только туалетным инцидентом, но и рядом вскрывшихся проблем с космическим аппаратом, которые учли на Земле при подготовке следующего полета. После отделения лунного модуля на орбите у Луны и отработки совместного орбитального полета в программе модуля возник сбой, который на короткий срок сделал капсулу неуправляемой. К счастью, сбой не привел к бо́льшим поломкам, экстренной отмене миссии или жертвам. Частота пульса пилота Сернана поднялась до 129 ударов в минуту. А на те несколько минут, пока модуль бесконтрольно вращался, астронавты превратились в настоящих моряков и вспомнили каждое грязное слово, описывая лунную поверхность, появлявшуюся и исчезавшую в иллюминаторе. Когда команда благополучно вернулась на Землю, их ждал приветствующий баннер от коллег «Полет „Аполлона-10“ - только для взрослой аудитории».

«Аполлон-8» стартовал за пять месяцев до миссии «Аполлона-10» и был первым космическим кораблем, в рамках полета которого люди достигли другого небесного тела. А еще его полет пришелся на рождественскую ночь, которую команда провела на лунной орбите. Чтобы отблагодарить их за такую жертву на благо человечества, управление полетами включило в паек три миниатюрные бутылочки бренди на праздничный ужин. Это привело к неловким ситуациям в космосе. Сын одного из диспетчеров управления спросил, кто управляет кораблем, если они все выпившие. На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю, в основном сейчас рулит Исаак Ньютон».



Транскрипция переговоров экипажа. Изображение: NASA


Одна из нераспечатанных бутылок бренди, летавших на «Аполлоне-8». Сейчас находится в личной коллекции Джеймса Ловелла - пилота командного модуля корабля. Фото: Heritage Auctions



Последняя ступень ракеты «Сатурн V» с борта «Аполлона-8». Фото: NASA

Достоверно известно, что NASA готовилось к рождественскому эфиру заранее, а среди личных вещей астронавтов также была Библия. После полета, уже на Земле экипаж в интервью рассказывал, что конкретных инструкций на этот счет для них не было и их просто попросили отметить вечер как-то «достойно». В результате астронавты начали зачитывать в эфир отрывки из Библии. Некоторые источники пересказывают историю о японском корреспонденте, который освещал из США полет «Аполлона-8». Тогда администрация NASA предупредила прессу, что в ящиках их столов будет по экземпляру Библии. Согласно легенде, корреспондент отблагодарил агентство «за оперативное предоставление расшифровки переговоров». Но документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Космическая лодка «Союз ТМА-11»

Реальная посадка космического корабля - это не шутка, и она не похожа на посадку в фантастических фильмах. Эта часть космического полета, возможно, самая опасная и напряженная для команды. Спускаемый аппарат буквально врезается в плотные слои атмосферы, его поверхность нагревается до нескольких тысяч градусов, а экипаж может испытывать перегрузку до 9g. Во время посадки многое может пойти не так, как планировалось, и, даже если экипаж доберется до Земли целым и невредимым, существенное отклонение от расчетного места посадки чревато, например, встречей с дикой живностью или падением капсулы с высокого обрыва. Но иногда проблемы или комичные ситуации создают совсем не дикие животные.

Штатная посадка корабля «Союз ТМА-20М». Взрыв под капсулой - это работа шести двигателей мягкой посадки, срабатывающих на высоте 70 сантиметров от поверхности. Фото: Роскосмос

В такой ситуации во время возвращения с МКС в 2008 году оказался экипаж корабля «Союз ТМА-11»: Юрий Маленченко (Россия), Пегги Уитсон (США) и Ли Со Ен (Южная Корея). Один из пироболтов, перед посадкой разделяющих корабль на три части, не сработал, и «Союз» вошел в атмосферу с одним из модулей, болтающимся где-то на корпусе. К счастью, болт со временем сдался, но такого полета с раскаленным шаром по соседству было достаточно, чтобы ситуация целиком вышла из-под контроля. Корабль совершил крайне жесткую посадку, отклонившись от расчетной точки на 420 километров и существенно осложнив его поиски для наземных служб. А после посадки на местности начался пожар. Юрий Маленченко, крайне ослабленный полугодом в невесомости, смог выбраться наружу и повстречал двух местных жителей - казахов, привлеченных к месту посадки парашютом и дымом от горящей травы. Американский астронавт Крис Хэдфилд в своей книге «Руководство астронавта по жизни на Земле. чему научили меня 4000 часов на орбите» описывает эту встречу со слов Юрия.

«Вы откуда взялись?» - спросил один из них.

Юрий пытался объяснить, что они упали прямо из космоса, но их это, видимо, не сильно интересовало.

«Ладно, а что у вас за лодка? Откуда взялась лодка?» - спросил житель, не понимающий, как эта «плоскодонка» («Союз») может плавать в космосе.

Мужчины помогли космонавткам выбраться из капсулы, а Юрий Маленченко попросил их достать из корабля оборудование для радиосвязи, так как возвращаться в капсулу самому уже не было сил. «Нет проблем!» - вызвались помочь мужчины, забрались в «лодку» и… начали набивать карманы всем, что попадалось под руку. Юрий был слишком обессилен, чтобы вмешаться, но вскоре в небе показался первый спасательный вертолет и новые знакомые прекратили безобразничать.



Пожар вокруг места посадки корабля «Союз ТМА-11». Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин


Подборка фотографий, которые помогут увидеть историю развития советской космической программы.


4 октября 1957 года: Спутник I был запущен с космодрома Байконур в Республике Казахстан в Советском Союзе, став первым искусственным спутником, который был запущен на орбиту Земли, и ознаменовал собой начало серьезной космической гонки.


3 ноября 1957 года: собака Лайка стала первым живым существом, которое побывало на орбите Земли. Лайка попала в космос на борту Спутника II. Лайка умерла через несколько часов после старта от стресса и перегрева. Скорее всего, причинами гибели собаки являлись сбои в работе системы терморегулирования. Точная дата ее гибели не была обнародована вплоть до 2002 года – по официальной информации, которую представила средствам массовой информации советская власть, собака умерла на шестой день во время своего пребывания в космосе.


19 августа 1960 года: Две собаки, Белка и Стрелка, стали первыми живыми существами, которые побывали на орбиту и вернулись на Землю живыми. Их сопровождали кролик, несколько мышей, мухи. Также на орбиту были отправлены растения. Все вернулись живыми и невредимыми.


12 апреля 1961 года: советский космонавт Юрий Гагарин становится первым человеком, который совершил путешествие в космос и на орбиту Земли. в космосе он провел 1 час и 48 минут…


Корабль «Восток 1», на борту которого находится Юрий Гагарин, взлетает с космодрома Байконур.


Советский лидер, генеральный секретарь Никита Хрущев обнимает космонавтов Германа Титова и Юрия Гагарина после того, как Титов стал вторым человеком, который побывал на орбите нашей планеты. Он провел 25 часов в космосе, став первым человеком который спал, находясь на орбите. Титову во время полета было всего лишь 25 лет, он остается самым молодым человеком, который когда-либо выходил в космос.


16 июня 1963 года. Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом, побывавшей в космосе. Прошло еще девятнадцать лет, пока в космос вышла вторая женщина-космонавт, Светлана Савицкая.


18 марта 1965 года: советский космонавт Алексей Архипович Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Леонов совершил свое путешествие на космическом корабле «Восход 2».


3 февраля 1966 года: беспилотный космический корабль Луна-9 стал первым космическим аппаратом, который совершил мягкую посадку на Луну. Эта фотография поверхности Луны был отправлен обратно на Землю советским космическим аппаратом.


Валентина Комарова, вдова советского космонавта Владимира Комарова, целует фотографию своего погибшего супруга, 26 апреля 1967 году во время официальной церемонии похорон на Красной площади в Москве. Комаров погиб во время своего второго полета, на борту космического корабля Союз-1, 23 апреля 1967 года, когда космический аппарат разбился при возвращении на Землю. Он был первым человеком, погибшим во время полета в космос, и первым советским космонавтом, который совершил космическое путешествие несколько раз. Незадолго до гибели Комарова, советский премьер-министр Алексей Косыгин сказал космонавту, что его страна гордится им.


1968 год: советские ученые обследуют двух черепах после того как они вернулись из путешествия на Луну на борту космического аппарата Зонд 5. Космический аппарат, на борту которого кроме черепах находились мухи, растения и бактерии, облетел вокруг Луны и приводнился в Индийском океане, через неделю после взлета.


17 ноября 1970: Луноход-1 стал первым роботом с дистанционным управлением, который совершил приземление на поверхности другого небесного тела. Луноход провел анализ поверхности Луны и отправил обратно на Землю более чем 20000 фотографий, пока, наконец, советские специалисты не потеряли с ним контакт после того, как миновало 322 дня.


1975 год: Венера-9 - этот космический аппарат стал первым, который приземлился на другую планету и прислал на Землю изображения с поверхности этой планеты …


Фотография поверхности Венеры, которая была сделана Венера-9.


17 июля 1975 года: командир советского экипажа космического корабля Союз, Алексей Леонов (слева) и командующий американским экипажем миссии Аполлон, Томас Стаффорд, пожимают друг другу руки в космосе, находясь где-то в районе Западной Германии, после стыковки двух космических аппаратов, которая прошла успешно. Это была последняя пилотируемая космическая миссия США до первого полета шаттла, который состоялся в апреле 1981 года.


25 июля 1984 года: Светлана Савицкая стала первой женщиной, которая совершила выход в открытый космос. Она также была второй женщиной, побывавшей в космосе, через девятнадцать лет после Валентины Терешковой, и за один год до Салли Райд, которая стала первой американкой, побывавшей в космосе.


С 1989 по 1999 годы: Космическая станция Мир стала первой пилотируемой космической станцией. Строительство ее началось в 1986 году, станции было разрешено возвратиться на Землю в 2001 году.


1987-88 годы: Владимир Титов (слева) и Муса Манаров стали первыми людьми, которые находились в космосе более чем год. Общая длительность их миссии составила 365 дней, 22 часов и 39 минут.

Освоение Космоса – одна из самых значимых вех в истории Человечества. С древнейших времен человек засматривался на звезды и не мог объяснить, в чем же их притягательность. Мечтатели прошлого строили фантастические проекты по освоению звезд и путешествиям во внеземных пространствах. Люди и сейчас мечтают поселиться на далеких планетах. На Луне вон уже все участки раскупили за сумасшедшие деньги. И только в XX столетии критическая масса знаний Человечества достигла уровня, когда люди смогли преодолеть притяжение Земли и начали осваивать Космос.

Гагаринские традиции

Юрий Гагарин стал не только первым человеком на Земле, который совершил первый полет в Космос, но и был зачинателем многих традиций. Последующие советские космонавты с точностью повторять действия Юрия Гагарина, совершаемые им перед первым полётом.

На площадке No 31, известная больше как знаменитая «Двойка» или «Гагаринский старт», недалеко от Монтажно-инженерного корпуса расположены два небольших, одноэтажных домика. В ночь с 11 на 12 апреля 1961 года, перед пуском корабля «Восток» с человеком на борту, в одном из них ночевал главный конструктор – Сергей Павлович Королёв. В другом домике – Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор эти строения так и стали называть: «домик Королёва» и «домик Гагарина». Как прошла предполетная ночь, удалось ли заснуть конструктору и космонавту, история умалчивает. Но традиция была заложена: космонавт, которому предстояло отправить с космический полёт, проводил ночь в «домике Гагарина».

Единственным исключением стала Светлана Савицкая, которая в силу неизвестных причин отказалась ночевать в «домике Гагарина», а ночевала в номере гостиницы с отцом. Если даже предположить, что она испугалась ночевать одна в пустом доме, то как объяснить смелость полета в космос? Загадка.

Скорее всего, женщины-космонавты не соблюдали и ещё одну гагаринскую традицию – справить нужду на колесо автобуса, который везет космонавта к ракете. В апрельское утро 1961 года Юрий попросил остановить автобус на полпути от площадки к ракете. Вышел, обмочил автобусное колесо, и направился дальше, покорять космические просторы. Среди мужчин традиция прижилась.

Сегодня эти гагаринские традиции ушли в прошлое, но его знаменитое «Поехали!» весь мир слышит при каждом старте российских покорителей Космоса.


В городе Ленинск (сейчас Байконур) в советский период был установлен памятник, который и сегодня является гордостью не только жителей города, но и всех, кто причастен к космической отрасли, да и просто всех, кто любит Космос. Памятник представляет собой полномасштабную копию ракеты-носителя «Союз». Ракета закреплена на железобетонном постаменте под наклоном к горизонту.

У обывателя может возникнуть вопрос: почему ракета находится не в своём, естественном положении, устремленным вверх, к звездам, а под наклоном?

Версий выдвигалось множество, от такой, что так ракета красивее смотрится до невероятных, что в прямом положении её сдует ветер. Но прижилась и прочно закрепилась в сознании народа одна единственная версия. В период соревнования в области освоения Космоса между СССР и США (стоить отметить, что соревнование продолжается), каждая страна пыталась засекретить свои изобретения и научные открытия. Естественно, доступ иностранных граждан в советский период был ограничен, но памятник был расположен на улице, которая выходила КПП, ведущий к железнодорожной станции Тюра-Там. Чтобы макет ракеты «Союз» в прямом положении не был виден с проезжающих мимо космодрома поездов, и было принято решение, наклонить макет ракетоносителя под углом к горизонту.

Вот таким удивительным способом пытались скрыть тайны и успехи советского ракетостроения.

В мирном Космосе есть оружие

Не пугайтесь, это оружие не массового поражения, способное уничтожить внеземные цивилизации или нашу Планету. Это обычные пистолеты, получившие название «Оружие выживания космонавтов СОНАЗ (Стрелковое Оружие Носимого Аварийного Запаса) известно под индексами ТП-82 или ТОЗ-82.

А начиналось всё в далеком 1965 году. После полёта в космос на корабле «Восток-2» космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев, совершили аварийную посадку вне заданного полётом квадрата и оказались в глухой, непроходимой зимней тайге. Двое суток космонавты провели в ожидании поисково-спасательной экспедиции. Пистолет Макарова, который был у космонавтов на тот момент, был не пригоден при защите от диких животных. Два дня мужчинам надо было что-то есть, ведь запас продуктов на корабле не предусматривал подобную ситуацию. Как оказалось, «Макаров» не очень удобен и эффективен и в качестве охотничьего оружия.

Став большим начальником, и заняв пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, Леонов, вспомнив историю своей аварийной посадки, выдвинул идею о создании для космонавтов специального оружия.

Конструкторы оружейных заводов быстро воплотили идею в жизнь. Летом 1982 года на корабле «Союз-6» в Носимый Аварийный Запас космонавта вошел пистолет ТП-82. Это было поистине уникальное оружие, его многофункциональность способна помочь космонавтам выжить в экстремальных условиях.

Пистолет состоит из трех стволов. Верхние два гладкоствольных ствола рассчитаны под охотничьи патроны 32 калибра. Нижний нарезной ствол – под патрон калибра 5,4. Для обеспечения прицельной стрельбы в комплект входит отъемный приклад в виде мачете с трапециевидным лезвием. Приклад пристегивается к нижней части рукоятки пистолета. В наборе из 11 патронов есть и сигнальные ракеты, для подачи сигнала о бедствии.

Мы точно не знаем, приходилось ли нашим космонавтам использовать ТП-82, но пусть все посадки будут штатными, а не аварийными. В 1987 году выпуск таких пистолетов был прекращен. Стрелковое Оружие ТП-82 входило в Носимый Аварийный Запас до 2007 года. В этом году закончился срок хранения патронов к ТП-82.

Закрытый проект

Соперничество Советского Союза и США в космической сфере вызывало порой к жизни воистину фантастические проекты. Конструкторы обеих стран, мотивированные первенством в освоении Космоса, двигали не только космическую науку, но и многие другие научные отрасти.

В конце 50-х годов в двух странах одновременно рождается идея создания самолета, который бы мог выходить в стратосферу и выводить другой самолет на орбиту Земли.

В 1965 году разработку дано идеи поручили Конструкторскому бюро А. Микояна. Возглавил проект, получивший имя «Спираль» конструктор Г. Лозино-Лозинский.

Предполагалось создать двухступенчатую систему, при которой первый самолет достигал скорости 2 км в секунду и выводил на орбиту второй самолет, управляемый космонавтом. Интересный факт, что предполагалось использовать в качестве топлива реакцию кислорода и водорода. Это успешно было реализовано в конце 80-х годов в проекте «Энергия-Буран». С орбиты самолет мог садиться на любой грунтовый аэродром.

В конце 60-х и середине 70-х годов провели ряд успешных испытательных полётов. Сначала с беспилотными аппаратами, а затем и с лётчиками. Советский проект намного превосходил подобные американские разработки. Но в 1969 году работы были частично приостановлены, а после испытательных полетов 1976 года самолета-челнока Миг-105.11, полностью закрыты. Это позволило американцам обогнать СССР в области использования в освоении космоса кораблей многоразового использования.

Подобный проект «Энергия-Буран» также стал одноразовым показом достижений советской науки в освоении Космоса.

Королёв подстраховался

Мечта С. Королева о запуске ракеты в космос и выведения на орбиту Земли искусственного спутника подходила к завершению. Были проверены все чертежи, в сотый раз перепроверяли все расчеты, спутник уже находился на подставке, которая была готова отправить его в ракетоноситель. Кстати, в расчетах по Спутнику впервые была применена ЭВМ БСЭМ-1.

Но сроки запуска первого спутника Земли были немного перенесены. Одна из версий переноса говорит о том, что его запуск хотели приурочить к открытию в Барселоне международного конгресса по астронавтике. Так, собственно и произошло, и спутник вышел на орбиту 4 октября 1957 года. Советский представитель на конгрессе Леонид Седов торжественно сообщил эту новость мировой общественности.

Вторая версия, Сергей Королёв просто перестраховался. Была информация, что в США на 3 октября намечен запуск подобного американского спутника. У американцев не получилось, а могли быть первыми в этом вопросе освоения Космоса. Возможно, и у наших конструкторов была боязнь неудачи, и решили подождать результатов запуска в США. В конечном итоге все получилось, и весь мир услышал сигналы, подаваемые со Спутника-1 из Космоса на Землю.

Запутать шпионов

Строительство космодрома в казахской степи у поселка Тюра-Там началось 2 июня 1955 года. Одновременно у поселка Байконур Карагандинской области стали строить фанерный поселок и макеты стартовых площадок. Все только с одной целью – сбить с толку вражеских шпионов. Между двумя стройками расстояние составляло 300 км. С началом запусков ракет с реального космодрома, все официальные сообщения передавали о стартах ракет с полигона у поселка Байконур.

Только после удачного полета Юрия Гагарина, название Байконур закрепилось за настоящим космодромом, а выросший рядом город стал Ленинском. Фанерный городок просуществовал до середины 70-х годов, хотя американцы знали о настоящем космодроме с 1957 года.

А в 1966 году, когда Байконур посетила французская делегация с Шарлем де Голлем во главе, его переименовали в Звёздоград. Жители попросили оставить понравившееся название, но официальные власти оставили прежнее имя городу Ленинск.

От рисунка к ракете

В 1923 году создателю космического комплекса «Энергия-Буран» Валентину Глушко было 15 лет. Он посещал Одесскую консерваторию и художественный кружок. Любовь к музыке и живописи конструктор ракет пронес через всю жизнь.

Именно живопись и встреча с заведующим Военно-морским музеем Александром Стефановским предопределили выбор молодого Глушко.

Стефоновски как-то увидел рисунки Валентина Глушко и сразу предложил ему нарисовать для экспозиции музея карту Марса. Валентин выполнил просьбу. Рассматривая карту Марса, Стефановский завел разговор с Валентином о межпланетных путешествиях и предложил нарисовать еще один рисунок – космическую ракету.

Именно рисуя эскиз разреза ракеты, Валентин Глушко понял, как много надо знать, чтобы из эскиза сделать чертежи, сделать конкретные расчеты. И Валентин решил еще усердней заниматься физикой, механикой, химией.

В 1923 году в залах Военно-морского музея появился эскиз межпланетной ракеты. Через год Константин Циалковский получит письмо от подростка с полной поддержкой его идеи полетов в Космос. А в 1989 году «Энергия» Валентина Глушко выведет на орбиту «Буран».

Гагарин готов был помочь

Путь в Космос тернист и труден. Случались и неудачи, катастрофы, за которыми судьбы тысячи людей. Гибель человека - всегда трагедия.

Космонавт Владимир Комаров перед вторым своим полётом в Космос, как будто предчувствовал гибель. Научил жену водить машину, а на 8-е марта подарил огромных сервис, сказав, что будешь потом гостей принимать.

И все спешка, к 50-летию революции нужен удачный полет. Ракета «Союз-1» с Комаровым на борту поднялась со старта 23 апреля 1967 года.

Череда поломок железной машины решила судьбу находившегося в ней живого человека. Не раскрылась солнечная батарея, зажав парашют спускаемого аппарата, отказала автоматическая система торможения, ручной удалось замедлить движение корабля над расчетной точкой, но парашют не раскрылся.

На космодроме узнали о поломках, но помочь космонавту ничем не могли. Гагарин прилетел из Москвы на Байконур и стал упрашивать Королева поставить на старт ракету. Он был готов отправиться к Владимиру на помощь, пристыковаться и пересадить его в свой корабль. Гагарин был готов… Но не готова была техника. Не было на тот момент возможности так быстро подготовить новый старт.

У Владимира Комарова две могилы и два свидетельства о смерти. Спускаемый аппарат сгорел с космонавтом в плотных слоях атмосферы. Страна встретила свое 50-летие без него.


Факт трагедии скрывался до 90-х годов XX столетия. Из-за неё 24 октября не осуществляются старты. В этот день в 1960 году на старте взорвалась ракета Р-16. По официальной версии погибли 76 человек, в том числе Главнокомандующий ракетными войсками маршал М.И. Неделин.

При взрыве в 100-метровой зоне от ракеты выжить было невозможно. Это была ракета конструктора Янгеля. За несколько минут до старта он отошел покурить. Это спасло ему жизнь. Никита Хрущев бесцеремонно потом спросил его по телефону: «А почему вы не погибли?..».

С Янгелем отошел покурить и заместитель начальника полигона генерал-майор Мрыкин. Он заверил конструктора, что сейчас выкурит с ним сигарету и бросит курить. После взрыва Генерал-майор до конца жизни так и не бросил курить. Всех погибших похоронили, как жертв авиакатастрофы.

Добро в землю

С самого первого дня своего существования. Да и при строительстве, на космодроме Байконур и в городе Ленинск был введен сухой закон. Все-таки люди военные в основном, да и ответственность большая. Ведь на космодроме не только корабли в Космос запускали, а и создавали ядерный щит страны.

Каждый год по разнарядке на полигон поставляли определенное количество спирта для промывки систем. В 1957 году заказали 12 тонн, а использовали только 7 тонн. Долго голову не ломали, что делать с остатками. Вырыли яму и слили туда оставшийся продукт. Информация быстро разлетелась среди рабочих, и яму вскрыли, нарушив сухой закон. Но порядок был сразу восстановлен. У ямы выставили конвой солдат, а на следующий день оставшийся спирт выжгли. Королев же заметил с сожалением: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!».

В середине прошлого века Советский Союз и США участвовали в настоящей космической гонке, во время которой каждая страна всеми силами старалась утвердить свой приоритет. Темп этого состязания был сумасшедший, на кон был поставлен престиж государства. Мы прекрасно знаем главные рекорды СССР: первый искусственный спутник, Белка и Стрелка, Юрий Гагарин. А в этой статье вспомним не такие громкие, но не менее интересные достижения СССР в освоении околоземного пространства.

Первый искусственный спутник Солнца

Автоматическая межпланетная станция «Луна-1 » была запущена 2 января 1959 года. Она должна была достигнуть поверхности Луны и доставить туда металлический герб СССР, призванный показать превосходство советской науки. Однако в расчёты учёных закралась ошибка, из-за которой космический аппарат промахнулся мимо Луны и вышел на гелиоцентрическую орбиту, став тем самым первым искусственным спутником Солнца.

Впрочем, эта ошибка не помешала учёным выполнить ряд научных экспериментов, в том числе установить наличие внешнего радиационного пояса Земли и создать искусственную комету.

Первый аппарат, запущенный к другой планете

Старт автоматической межпланетной станции «Венера-1 » был осуществлён 12 февраля 1961 года. Впервые в мире состоялся запуск космического аппарата с околоземной орбиты к другой планете. Центр управления контролировал полёт объекта в течение семи дней, но на расстоянии около двух миллионов километров от Земли связь была утеряна.

19 и 20 мая 1961 года АМС «Венера-1» прошла на расстоянии приблизительно 100 000 км от планеты Венера и перешла на гелиоцентрическую орбиту.

Космический аппарат «Луна-3» был запущен 4 октября 1959 года ракетой-носителем «Восток-Л» и впервые в мире сфотографировал невидимую с Земли сторону Луны. Интересно, что для достижения Луны впервые был использован гравитационный манёвр, то есть разгон космического аппарата под действием гравитационных полей небесных тел.

В этом же полёте была опробована новая система ориентации, позволившая решить задачу управления аппаратами в космическом пространстве. Она включала в себя солнечные и лунные световые сенсоры, гироскопические сенсоры углового вращения, реактивные микродвигатели на сжатом азоте.

В результате полёта была заснята почти половина поверхности Луны, а снимки переданы на Землю с помощью фототелевизионной системы.

Первая успешная посадка на другой планете

Аппарат «Венера-7 » был запущен с космодрома Байконур 17 августа 1970 года. Целью запуска была доставка спускаемого аппарата на поверхность Венеры. 15 декабря 1970 года, через 120 суток после старта, станция «Венера-7» достигла окрестностей планеты. Вскоре спускаемый аппарат станции «Венера-7» совершил посадку на поверхности Венеры, став таким образом первым устройством, совершившим успешную посадку на другой планете.

Во время приземления, или «привенеривания», с космического аппарата поступали ценные научные данные, в том числе непосредственно с поверхности планеты.

Первый автоматический старт с поверхности Луны

Первопроходцами Луны были, как известно, Нил Армстронг (Neil Armstrong) и Эдвин Олдрин (Edwin Aldrin) из состава американской космической миссии «Аполлон-11». Они первыми ступили на лунную поверхность, пробыли там 2 часа 31 минуту 40 секунд и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта, которые были доставлены на Землю.

Однако Советский Союз нашёл, чем ответить на это великолепное достижение. Спустя год (12 сентября 1970 года) к Луне отправился автоматический космический комплекс по доставке грунта с Луны. Он выполнил все поставленные задачи и вернулся на Землю полностью в автоматическом режиме, что в те времена, когда мощность всех компьютеров в Центре управления полётами уступала любому современному смартфону, было настоящим научным подвигом.

Первый космонавт африканского происхождения

Достижение из разряда курьёзных, но из песни слов не выкинешь. Именно благодаря Советскому Союзу, активно продвигавшему программу «Интеркосмос», в космос полетел кубинец Тамайо Мендес (Tamayo Méndez). Он официально признан первым человеком африканского происхождения, побывавшим в космосе. По возвращении на Землю Мендес был удостоен звания Героя Советского Союза и стал бригадным генералом кубинских ВВС.

Первая человеческая смерть в космосе

Экипаж «Союза-11 » с самого начала преследовали неприятности. Сначала медицинская комиссия отстранила основной экипаж, и в космос пришлось лететь команде дублёров. На одиннадцатый день на станции произошло возгорание, в результате чего было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. Однако в момент отделения спускаемого модуля произошла разгерметизация, и весь экипаж практически моментально погиб. Катастрофа произошла на высоте около 168 километров.

Таким образом космонавты «Союза-11» стали первыми и пока, к счастью, единственными людьми, погибшими в космосе.



Похожие публикации